ФГОС

04.05.2023 г.

 

.

Для вас, педагоги.

Информационно-разъяснительное письмо

об основных изменениях, внесенных в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,

и организации работы по его введению

 

Приказом        Министерства        просвещения        Российской        Федерации от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (зарегистрирован Минюстом России

12   сентября    2022    г.,    регистрационный    №    70034)    внесены    изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее соответственно – ФГОС, обновленный ФГОС СОО).

Целью информационно-разъяснительного письма является рассмотрение основных изменений, внесенных в обновленный ФГОС СОО, особенностей организации образовательной деятельности при его реализации и перспектив их учета при организации образовательного процесса.

 

Принцип преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования

 

При внесении изменений во ФГОС СОО реализовывался принцип единства образовательного пространства1 и преемственности со ФГОС начального общего и основного общего образования2, выраженный в том числе в детализированных требованиях к личностным, метапредметным и предметным результатам.

Уточненные формулировки позволяют привести в соответствие образовательным программам содержание учебников и контрольно-измерительных

 

1 Пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 39, ст. 6541).

2 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный № 64100); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 5 июля 2021 г., регистрационный № 64101)

 

материалов, используемых при проведении государственной итоговой аттестации (далее – ГИА).

Содержание ФГОС СОО обновлено с учетом ведущих направлений научно- технологического   развития    страны,    приоритетов    государственной    политики в области воспитания и образования.

 

Организация образовательного процесса в соответствии с обновленным ФГОС СОО

 

С   учетом  практики  организации  образовательного процесса  реализацию образовательной  программы  среднего  общего   образования  в   соответствии   с обновленным ФГОС СОО рекомендуется начать с 1 сентября 2023 года в 10 классах. Обращаем    внимание,    что    основные    общеобразовательные    программы образовательных                  организаций                 подлежат                  приведению в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами

не позднее 1 сентября 2023 года.

 

 

Общий объем аудиторной работы обучающихся

 

Общий     объем      аудиторной      работы      обучающихся,      прописанный в обновленных ФГОС СОО, приведен в соответствие с максимальной аудиторной нагрузкой, обозначенной в требованиях к организации образовательной деятельности,   определенных   СанПиН   1.2.3685-21    «Гигиенические   нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача от 28 января 2021 г. № 2) (далее – СанПиН).

Максимально допустимая аудиторная нагрузка обучающихся за два учебных года среднего общего образования не может быть более 2516 академических часов (на 74 часа меньше по сравнению   с   предыдущей   редакцией   ФГОС   СОО), что соответствует СанПиН и позволяет предупредить переутомление и сохранить оптимальный уровень работоспособности обучающихся.

 

Определение количества/списка изучаемых учебных предметов

 

В соответствии с обновленным ФГОС СОО учебный план обучения должен содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с выбранным профилем обучения.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы «Второй иностранный язык», «Родной язык», «Родная литература» может быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии в образовательной организации необходимых условий.

Расширение списка обязательных учебных предметов призвано обеспечить качественную подготовку обучающихся на уровне среднего общего образования в том числе по предметам естественнонаучного и социально-гуманитарного цикла (физика,   химия,    биология,    обществознание,    география),    изучение    которых в соответствии с предыдущей редакцией ФГОС СОО осуществлялось по выбору обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Сохранение на уровне среднего общего образования обязательного изучения русского языка на одном (базовом) уровне для всех профилей, предусмотренных ФГОС СОО, связано с тем, что русский язык – государственный язык Российской Федерации. Экзамен по русскому языку обязателен для всех обучающихся, владение современным литературным языком, навыками работы с различной текстовой информацией необходимы каждому выпускнику образовательной организации независимо от профиля обучения.

Важным изменением является включение изучения некоторых учебных предметов на углубленном уровне на уровне среднего общего образования, в том числе одного из самых выбираемых предметов для прохождения ГИА в 11 классе

 

–     обществознания.      В      этой      связи      для      усиления      правоведческой и экономиковедческой составляющих образования содержание таких предметов как «Право» и «Экономика» интегрировано в предмет «Обществознание» базового и углубленного уровня.

Содержание учебного предмета «Астрономия» вошло в полном объеме в содержание   учебного   предмета   «Физика»,   также   сохранены   и   требования к предметным результатам. Содержание учебных предметов «Естествознание» и «Экология» сквозной содержательной линией включено в такие учебные предметы как «Биология», «Химия», «Физика», усиливая содержание этих предметов.

Содержание учебного предмета «Россия в мире» вошло в учебные предметы

«История» и «Обществознание».

В   связи    с    тем,    что    такие    предметы    как    «Право»,    «Экономика»,

«Естествознание», «Россия в мире», «Экология» изучались по выбору обучающихся, образовательные результаты, формируемые содержанием указанных учебных предметов, не являлись предметом оценки в рамках ГИА и иных оценочных процедур. Освоение обучающимися образовательных программ по названным учебным предметам не проверялось. В настоящее время благодаря утверждению обновленного ФГОС СОО эта работа будет систематизирована, содержание обозначенных во ФГОС СОО учебных предметов будет проверяться в рамках оценочных процедур.

Таким образом, в обновленном ФГОС СОО сохранены объем и содержание всех учебных предметов предыдущей редакции ФГОС СОО. Более того, в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация вправе включить в учебные планы дополнительные учебные предметы, курсы по   выбору   обучающихся   в   соответствии   со   спецификой   профиля и возможностями общеобразовательной организации.

Обновление ФГОС СОО позволяет вернуть в учебный план традиционную парадигму преподавания учебных предметов с опорой на общекультурные

 

и    общеобразовательные   традиции   получения   общего   образования,   усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.

 

О методической поддержке педагогических работников и управленческих кадров

 

Индивидуальную консультативную помощь по вопросам реализации обновленного ФГОС СОО педагогический работник и руководитель образовательной организации могут получить, обратившись к ресурсу «Единое содержание общего образования»3.

На портале Единого содержания общего образования действует конструктор рабочих программ – удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/.

Целесообразно не только проинформировать педагогов и образовательные организации       о      возможности      получить      консультативную       поддержку на федеральном уровне, но и подключить к этой работе региональные, муниципальные и школьные методические службы и объединения, а также лидеров методических сообществ субъекта Российской Федерации.

Созданные и доступные уже сегодня методические ресурсы и сервисы являются методической    базой     как     для     самоподготовки     учителя     в     соответствии с обновленным ФГОС СОО, так и для научно-методического обеспечения деятельности методических объединений и служб институционального (школьного), муниципального и регионального уровней.

 

Об управленческих механизмах введения обновленного ФГОС СОО

 

Министерством просвещения Российской Федерации разработаны:

план-график мероприятий Минпросвещения России по введению обновленного ФГОС СОО;

примерный план-график мероприятий введения обновленного ФГОС СОО в субъекте Российской Федерации.

 

3 https://edsoo.ru/Goryachaya_liniya.htm

 

Разработка и реализация основных образовательных программ среднего общего образования в соответствии   с   обновленным   ФГОС   СОО   должна   опираться на комплекс организационно-управленческих мероприятий и организационно- методическую поддержку каждого педагога.

К числу организационно-управленческих мероприятий относятся:

разработка нормативно-правовых документов и локальных актов различного уровня;

планирование и реализация мероприятий по обеспечению условий реализации обновленного ФГОС СОО (материально-технических, финансовых, информационных и других);

организация работы методических служб на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации, региональных учебно- методических объединений и ассоциаций учителей-предметников.

Организационно-методическая поддержка каждого учителя в период перехода на обновленный ФГОС СОО должна включать:

проведение анализа уроков, организованных в соответствии с требованиями обновленного ФГОС СОО;

организацию взаимопосещения занятий учителями как в рамках одного методического направления, так и между методическими группами;

выработка методических рекомендаций на уровне образовательной организации по совершенствованию используемых методов и приемов достижения образовательных результатов;

рассмотрение на педагогических советах промежуточных результатов реализации обновленного ФГОС СОО;

формирование системы наставничества для профессионального роста молодых специалистов;

контроль качества организации учителем учебно-воспитательного процесса.

 

Федеральным оператором, координирующим деятельность по введению обновленного ФГОС СОО, определен ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

Организационно-методическое сопровождение введения и реализации обновленного ФГОС СОО будет продолжено, в том числе в части утверждения федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования4.

 
   

 

4 Часть 65 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2022, 24 сентября, № 0001202209240008)

 

Родителям.

Обновление ФГОС СОО: ключевые изменения

 

Минпросвещения России совершенствует ФГОС среднего общего образования. 12 августа 2022 года вступил в силу Приказ № 732, который внес в образовательный стандарт очередные поправки. Кратко, без «воды» рассказываем о ключевых изменениях

Патриотизм

  • Личностные результаты, которые достигаются в единстве учебной и воспитательной работы школы, теперь сгруппированы по направлениям. На первом месте в этом списке — гражданская идентичность и патриотизм.
  • Акцент на патриотизм присутствует и в предметных результатах. Например, требования к результатам по предмету «иностранный язык» включают умение «представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке», по обществознанию — «осознанно выполнять обязанности гражданина РФ».
  • События последних десятилетий включены в программу изучения истории. К результатам по этому предмету появились новые требования: «понимание причин и следствий распада СССР, возрождения РФ как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине», а также «понимание значимости России в политических процессах, знание достижений страны и ее народа».

Предметные результаты

  • ФГОС определяет минимум содержания среднего общего образования по предметам, которое гарантирует государство. Однако предметы по-прежнему будут изучать на базовом либо на углубленном уровне. Поправки, внесенные Приказом № 732, уточняют и конкретизируют требования к результатам освоения основных учебных предметов на обоих уровнях.

Например, ученик, изучающий иностранный язык на базовом уровне, должен уметь «писать электронное сообщение личного характера объемом до 140 слов, соблюдая принятый речевой этикет». А при углубленном изучении — «писать официальное (деловое) письмо, в том числе электронное, объемом до 180 слов, в соответствии с нормами официального общения, принятыми в стране изучаемого языка».

Коррекционная работа

  • Приказ № 732 утверждает новую редакцию п. 18.2.4, касающегося программы коррекционной работы. Среди прочих поправок — предоставление ученику с ОВЗ ассистента для технической помощи.

Учебный план

  • Изменения коснулись списка обязательных учебных предметов. Теперь их 13 (раньше было 11 (12). Углубленно старшеклассники будут изучать 2 из них (ранее — 3 (4). Из перечня обязательных учебных предметов исключили такие предметы, как «Право», «Россия в мире», «Экономика», «Астрономия», «Естествознание» и «Экология».
  • Приказ № 732 определяет особые условия для изучения родного языка и родной литературы, а также второго иностранного языка. Эти предметы введут по заявлениям родителей и при наличии у школы соответствующих возможностей.
  • Максимальное количество учебных занятий за 2 года было сокращено на 74 часа и составило 2 516 часов.

Разумеется, это далеко не все изменения федерального образовательного госстандарта. Подробно о ФГОС 2021 и о том, чем они отличаются от стандартов второго поколения, вы можете узнать на сайте  https://fgos.ru/